Диагностика воображения для детей 5-6 лет "Ссора"

Цель: оценка умения превращать второстепенный признак в ключевой в условиях непосредственного выбора.

Материал: картинка с изображением комнаты с окошком: на столе - готовые подраться кошка и собака, под столом - клетка, в углу - щетка, внизу - мышиная норка.

Инструкция к проведению. Психолог обращается к ребенку:
"Пожалуйста, посмотри внимательно на эту картинку и скажи, кто на ней нарисован? - и после ответа ребенка: Правильно, это собака и кошка. А что они делают?". Ребенок может ответить по-разному: разговаривают, играют, ссорятся, дерутся и т.д. Далее психолог говорит: "Эти кошка и собака живут в одной комнате и не ладят друг с другом. Они ссорятся и вот-вот подерутся. Давай подумаем, как их остановить. В комнате есть клетка, щетка, мышиная норка (показывает на картинке). Посмотри и подумай, что нам может пригодиться и почему?"
Обработка данных. В ходе обследования фиксируются ответы детей, оцениваемые по трехбалльной системе:

  • Отсутствие ответа - 0 баллов.
  • Неспособность осмыслить исходную ситуацию задачи как ситуацию выбора: Ребенок предлагает "Растащить их", "Дать собаке косточку, а кошке - мясо", "Сказать им: не деритесь" и т.п. - 1 балл.
  • Решение по типу непосредственного выбора "сильного признака": "Собаку посадить в клетку", "Прогнать (побить) щеткой" и т.д. - 2 балла.
  • Выбор второстепенного признака и его превращение в ключевой с точки зрения целостного преобразования ситуации: "мышка вылезет из норки, кошка за ней погонится и ссора прекратится" - 3 балла.

В протоколе отражается выбор ребенка, приводится его аргументация.

Примечание. В некоторых случаях дети предлагают посадить в клетку птичку, чтобы "отвлечь внимание" кошки. В общей форме такое решение должно быть квалифицировано как творческое. Однако выполнение данного тестового задания предполагает опору именно на второстепенный ("слабый") признак, к которым клетку отнести нельзя. Поэтому подобное решение следует оценивать 2 баллами, что, повторим, не отрицает его творческого характера вообще. Это отражает многоплановость тех творческих задач, которые реально возникают перед человеком. Применительно к различным типам таких задач функцию ключевых могут выполнять как "сильные", так и "слабые", второстепенные признаки.

Автор: В.Т. Кудрявцев, В.Б. Синельников
pro-odarennost@yandex.ru