Цель: оценка способности к выходу за рамки обыденных связей в ходе поиска реалистического решения.
Материал: набор карточек с изображением рыбки, мышки, птички, человечка, воды, дерева, дома, мышиной норки.
Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе раскладываются по вертикали в случайном порядке два ряда карточек с различными изображениями:
1-й ряд - изображения рыбки, мышки, птички и человечка;
2-й ряд - изображения воды, дерева, домика, мышиной норки.
Ребенка спрашивают, кто и что нарисовано на карточках. После того как он ответил, его просят показать, кто где может жить: где может жить рыбка, птичка и др. Если ребенок указывает на соответствующую карточку (вода, дерево и др.), ему задается следующий вопрос: "А еще где может жить?", позволяющий расширить область возможного ответа. В случае установления косвенного соответствия (например, "человечек - норка"), ребенку предлагается обосновать причину такого решения ("Почему ты так решил?").
Обработка данных. В ходе обследования оценивается характер соответствий между изображениями 1-го и 2-го рядов, которые устанавливает ребенок. Обработка данных осуществляется по следующей системе:
* Каждое прямое соответствие типа "птичка - дерево", "человечек - дом" и т.п. оценивается 1 баллом.
* Каждое косвенное соответствие типа "птичка - дом" (если птичка живет в клетке), "человечек - вода" (если человечек живет в подводной лодке), "человечек - норка" (если человечек - гномик), "рыбка - дом" (если рыбка живет в аквариуме) и др. оценивается 2 баллами.
В итоге набранные баллы суммируются.
В протокол заносятся различные варианты соответствия изображений.
Наряду с этим в протоколе фиксируется характер обоснования ребенком косвенных соответствий - степень их глубины и развернутости.