СЕМЕЙНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ОДАРЁННОСТИ

В широком смысле можно выделить три семейных сценария развития детской одарённости. Первый, самый благоприятный, описывает развитие одарённости ребёнка «благодаря» семье. Это идеальный вариант отношений, в которых родители и члены семьи принимают и поддерживают одарённость ребенка, предоставляют ему свободу выбора деятельности и самопроявления. Такая поддержка выражается в поощрении творческой деятельности и самостоятельности, в стремлении к достижениям и адекватному риску. Родители формируют обогащающую среду для ребенка, которая включает в себя доверительные внутрисемейные отношения, совместное времяпрепровождение, интеллектуальный досуг. Всё это в конечном счете создает условия для развития одарённости. Стоит отметить, что взрослые в таких отношениях, как правило, обладают определённой чувствительностью, позволяющей им заметить не только очевидные проявления одарённости (актуальную одаренность), но потенциальную (скрытую) одарённость, которая зачастую выходит за рамки академической успешности.

Второй, менее благоприятный сценарий, описывает внутрисемейные отношения, при которых развитие одарённости происходит «из-за» семьи. В таких отношениях родитель, как правило, стремится «воплотиться» в своём ребёнке, и, воспринимает его как свое «улучшенное Я». Это сценарий, где ребёнку отводится инструментальная роль. Отличительным признаком такого рода отношений является предъявление повышенных требований к ребёнку.
Зачастую проблема уходит корнями в прошлое и связана с нереализованным потенциалом самого родителя. Таким образом проявляются попытки взрослого компенсировать собственную нереализованность через достижения ребёнка. Если проследить механизм развития одарённости «из-за» семьи, то можно будет увидеть, как дисгармоничные отношения ребёнка с требовательным эгоистичным взрослым приводит к его эмоциональной депривации. Это такое психотравмирующие состояние, при котором ребёнок не может удовлетворить в полной мере базовые потребность в любви, безопасности, уверенности в «своем» взрослом. При этом эмоциональная депривация с одной стороны порождает у ребенка невротические состояния, а с другой закладывает мощнейшую мотивацию для развития одаренности.

Это выглядит следующим образом. Взрослый предъявляет к ребенку определенные требования, только при выполнении которых ребенок может получить так необходимые ему любовь, ласку и похвалу. Например, папа очень хотел стать хоккеистом, но у него не получилось. Теперь ему нужно, чтобы сын реализовал его мечту. Он готов проводить с ним время, но только если ребёнок занимается хоккеем и демонстрирует желаемые успехи. Другие стороны жизни сына отца не интересуют. В какой-то момент ребенок начинает понимать, что папа «любит» его только при определенных обстоятельствах, а хотелось бы безусловной любви. У ребёнка формируется невротическое состояние, связанное с убеждением, что проблема кроется в нём самом, что это с ним что-то не так, а не со взрослым. Таким образом ребенок начинает стремиться к тому, чтобы завоевать любовь родителя через достижения, пытаясь соответствовать его представлениям об «идеальном» ребенке, заслуживающим любви.

Ожидание высоких результатов от ребенка связано с еще одной опасностью. Непомерные нагрузки, зачастую сочетаемые с отрицанием возрастных особенностей и потребностей, приводят к выгоранию, проявляющемуся у одарённого ребёнка в угнетении мотивации, апатичном состоянии, и даже саморазрушительном поведении.

Третий вариант развития сценария семейных отношений связан с использованием одарённости уже самим ребенком в качестве инструмента высоких достижений, позволяющих отстоять свою значимость, получить признание. На первый взгляд это очень похоже на то, что описывалось в сценарии отношений «из-за», но на самом деле здесь речь идет о развитии одарённости «вопреки» семье. Родитель с нереализованным потенциалом может испытывать ценностно-смысловой диссонанс (внутреннее противоречие). Ему не понятно, что такое одарённость и, что с этим делать. И разбираться в этом не очень-то и хочется. У родителя включается механизм вытеснения из сознания самого факта существования одарённости. Ребёнку начинают транслироваться установки: «будь как все», «где родился там и пригодился», «у тебя все равно ничего не получится».

Существует еще крайний случай, когда одарённость настолько сильно проявляется, что игнорировать ее становится невозможным. Родитель вместо признания переходит к попыткам помешать, загубить одарённость ребёнка. Таким образом решается личностный кризис родителя, связанный с собственным нереализованным потенциалом. Этакая родительская ревность к успеху ребенка. Реже возникает обратная ситуация, когда родитель, добившись определенных высот, выступает против повторения ребенком его жизненного сценария. Признаком таких отношений выступает гиперопека, основанная на желании уберечь ребёнка от тех трудностей, с которыми пришлось столкнуться самому родителю.

Тут стоит отметить, что не все родители с нереализованным потенциалом выступают в роли «губителя» таланта. Существует и благоприятный исход. В случае если у родителя и ребенка совпадают ценностные ориентиры, проявляется душевное единение, они могут стать союзниками. Развитие одаренности ребенка в таком случае становится мощным стимулом самоактуализации родителя. Это отношения иного уровня, при которых происходит не только развитие ребёнка, но и развитие родителя.

Автор текста: Марина Рыбакова
Иллюстрации: Марина Рыбакова
pro-odarennost@yandex.ru