Елена Сергеевна Белова (психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии одаренности) отмечает, что одарённость может наблюдаться уже в первые три года жизни, когда ребенок демонстрирует явное опережение в развитии. Причем такое опережение может происходить асинхронно, т.е. одаренность может ярко проявляться в какой-либо одной области, в то время как основное развитие будет происходить наравне со сверстниками или даже с запозданием. Елена Сергеевна приводит некоторые признаки, по которым маленькие дети могут рассматриваться как потенциально одаренные:
- Быстрое и/или опережающее начало ходьбы, активного говорения;
- Поразительная способность долго удерживать внимание;
- Высокая интенсивность познания;
- Предпочтение в общении со взрослыми или давними знакомыми, трудности поиска интеллектуальных сверстников среди ровесников;
- Расширенный словарный запас;
- Хорошее чувство юмора, «сложные шутки»;
- Раннее понимание причинно-следственных связей;
- Ярко выраженная любознательность;
- Исключительная память.
Стоит отметить, что диагностика одаренности в возрасте от 2 до 3 лет в основном направлена на то, чтобы проверить убеждения родителей, что ребенок отличается от сверстников. Начиная с 5–7 лет исследование одаренности можно проводить с использованием комплексной оценки. Чаще всего используются стандартизированные тесты креативности, развития способностей и интеллектуального развития.