Одарённость в дошкольном возрасте

Елена Сергеевна Белова (психолог, специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии одаренности) отмечает, что одарённость может наблюдаться уже в первые три года жизни, когда ребенок демонстрирует явное опережение в развитии. Причем такое опережение может происходить асинхронно, т.е. одаренность может ярко проявляться в какой-либо одной области, в то время как основное развитие будет происходить наравне со сверстниками или даже с запозданием. Елена Сергеевна приводит некоторые признаки, по которым маленькие дети могут рассматриваться как потенциально одаренные:

  • Быстрое и/или опережающее начало ходьбы, активного говорения;
  • Поразительная способность долго удерживать внимание;
  • Высокая интенсивность познания;
  • Предпочтение в общении со взрослыми или давними знакомыми, трудности поиска интеллектуальных сверстников среди ровесников;
  • Расширенный словарный запас;
  • Хорошее чувство юмора, «сложные шутки»;
  • Раннее понимание причинно-следственных связей;
  • Ярко выраженная любознательность;
  • Исключительная память.

Стоит отметить, что диагностика одаренности в возрасте от 2 до 3 лет в основном направлена на то, чтобы проверить убеждения родителей, что ребенок отличается от сверстников. Начиная с 5–7 лет исследование одаренности можно проводить с использованием комплексной оценки. Чаще всего используются стандартизированные тесты креативности, развития способностей и интеллектуального развития.

Автор: Марина Рыбакова
pro-odarennost@yandex.ru