«Королевские советники»: сверхчувствительные дети

Знакомы ли вам дети, которые замечают буквально каждую деталь? Вздрагивают от каждого звука? Дети, которые предпочитают тихое одиночество играм со сверстниками?

Сверхчувствительные дети. Их отличает вдумчивый взгляд, чаще направленный внутрь себя, чем во внешний мир, самодисциплина и ответственность, скромность суждений, доходящая до некоторой скупости речи. Они всегда безукоризненно готовы к занятию. Их домашние задания сделаны аккуратно и в срок. И, тем не менее, такие ученики редко бывают круглыми отличниками.

Дело в том, что их внутренний ритм сильно отличается от того ритма жизни, в котором живут и развиваются их ровесники. Им требуется приложить по-настоящему титанические усилия, чтобы банально не сойти с ума в мире миллионов людей и тысячи звуков. Добро пожаловать в мир тех, кого называют «королевскими советниками».

Термин «сверхчувствительная натура» только-только входит в оборот в русскоязычном обществе, но уже довольно давно известен на Западе. Это не просто люди с повышенной реактивностью к раздражителям, будь то звуки или запахи. Это люди, мышление которых значительно отличается от привычного.

Будучи чрезмерно чувствительны к переменам, они также с особым напряжением воспринимают новые предметы в школе или вузе. Для них сам факт появления новой терминологии и нового преподавателя сопоставим, пожалуй, с переездом в другую страну…

И поскольку психика сверхчувствительной натуры всячески оберегает человека от избыточных стрессов, такие дети могут производить впечатление медлительных и заторможенных. По мнению автора бестселлера «Сверхчувствительная натура» Элейн Эйрон, в основе их медлительности лежит принципиально иная манера мышления. Сверхчувствительные натуры и рады бы не замечать 1001 мелочь вокруг себя (будь то интонация нового преподавателя или его чрезмерно приторный резкий парфюм), но работа их мышления при встрече с чем-то новым напоминает работу замедленного, перегруженного процессора в компьютере. Шаг за шагом, деталь за деталью, медленно и постепенно психика таких детей позволяет внешней информации проникнуть в их мозг.

На самом деле в любом классе найдется пара-тройка «хорошистов», плохо привыкающих к новому предмету и потому получающих по нему плохие отметки в первой четверти. Их ошибки часто совершены из-за невнимательности, а иногда и вовсе вызывают недоумение. При этом они буквально забрасывают преподавателя уточняющими вопросами. А к концу первой четверти и вовсе выясняется, что они разобрались в теме лучше отличников. И это несмотря на плохие оценки за проверочные работы и странные ошибки в домашних заданиях. Если в вашей практике встречались такие ученики — могу только поздравить: вам выпала удивительная возможность наблюдать за развитием «королевских советников».

Помимо скорости усвоения информации, другая проблема сверхчувствительных натур — невозможность социализации со сверстниками. Такие дети редко ходят в кино или на школьную дискотеку: они предпочитают чтение и уединение. С другой стороны, в их окружении часто появляются друзья, значительно старше по возрасту. С ними они могут часами обсуждать решение сложной математической задачи или литературное произведение, не предусмотренное школьной программой.

Сверхчувствительные натуры не просто смотрят на вас — они вас сканируют, и такой взгляд нередко становится причиной конфликта с преподавателями.

К сожалению, непринятие сверстниками и сложные отношения с преподавателями часто приводят чувствительных подростков к мысли, что с ними что-то не так. И здесь грамотному преподавателю важно подтолкнуть ребенка к развитию своих особенностей и принять сверхчувствительность как особый дар. Ведь задача педагога — подготовить ребенка к реальной жизни. Поэтому знание о психологических особенностях детей должно стать одним из базисов обучения в современной школе.

Советы для учителей, которые работают со сверхчувствительными учениками (от автора бестселлера «Сверхчувствительная натура» Элейн Эйрон)

  • При их обучении следует применять иные стратегии. Дело в том, что сверхчувствительные натуры улавливают нюансы в обучающей ситуации и легко достигают стадии физиологического напряжения.
  • Сверхчувствительные натуры сознательны и старательны, многие из них — одаренные люди, но они попадают в стрессовые ситуации чаще других людей, а мало кто может действовать эффективно в условиях стресса. Чем больше такие дети стараются, когда за ними наблюдают (или в условиях другого давления), тем выше вероятность, что они потерпят фиаско и этот опыт станет для них деморализующим.
  • Не окружайте сверхчувствительного ученика чрезмерной опекой, но если настаиваете на выполнении трудного задания, то позаботьтесь, чтобы этот опыт стал позитивным.
  • Сделайте скидку на особенность сверхчувствительных натур, пока они приобретают социальную выносливость. Например, если предстоит выступление — назначьте «генеральную репетицию», разрешите пользоваться записями или читать их вслух: постарайтесь снизить уровень напряжения и сделать опыт успешным.
  • Высокий уровень раздражительности (например, в шумном классе) вызывает у них стресс и изнуряет раньше, чем других. Некоторые замыкаются в себе, но многие становятся гиперактивными, особенно мальчики.
  • Не стоит считать, что ученик, который просто наблюдает за остальными, застенчив или пуглив. Это объяснение может оказаться неверным, а ярлык прилипнет. Для нашей культуры характерно предвзятое отношение к застенчивости, к желанию быть незаметным и т.п. Избегайте такого отношения со своей стороны и со стороны других учеников.
  • Приучайте учеников уважать личностные отличия.
  • Замечайте творческие способности и интуицию, типичные для сверхчувствительных натур, поощряйте их.
  • Для того чтобы повысить социальный статус в кругу сверстников, попробуйте заняться театральными постановками или драматическими чтениями произведений, которые могут заинтересовать сверхчувствительных учеников.

Автор: Екатерина Соколова, преподаватель, общественный деятель, блогер,
автор книг "Осязание тающих лиц" и "Не под общим знаменателем"
pro-odarennost@yandex.ru