Методика "Карта одарённости" для детей 5-10 лет

Методика разработана для родителей (может также применяться педагогами). С ее помощью можно количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время. Методика должна рассматриваться как одна из составных частей общего комплекта методик диагностики.

Инструкция
Перед Вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребёнка. Внимательно изучите их и дайте оценку ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
() - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.
Оценки ставьте на листе ответов. Оценку по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму – во вторую и т.д.
Если Вы затрудняетесь дать оценку, потому что у Вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной Вашего ребёнка. Попросите других взрослых, хорошо знающих ребёнка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Обработка результатов
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно сокращаются). Результаты подсчётов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют Вашу оценку степени развития разных видов одаренности у ребёнка.
Лист ответов
Интеллектуальная
1.Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
2.Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
3.Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
4.Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.
5.Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
6.Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
7.Способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова.
8.Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.
Творческая
9.Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
10.Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
11.Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).
12.Способен увлечься, уйти "с головой" в интересующее его занятие.
13.Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.
14.Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
15.Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
16.Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение, конструирование и др.), способен предложить большое количество разнообразных идей и решений.
Академическая (научная)
17.Учится новым знаниям очень быстро, все "схватывает на лету".
18.Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
19.Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
20.Обгоняет своих сверстников по учебе на год или на два, то есть реально должен учиться в более старшем классе, чем учится сейчас.
21.Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
22.Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.
23.Умеет делать выводы и обобщения.
24.В свободное время любит читать научно-популярные издания, детские энциклопедии, делает это с большим интересом, чем читает художественные книги.
Художественно-изобразительная
25.В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжета, обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
26.Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.
27.Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д
28.Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.
29.Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение, без побуждения взрослых.
30.Обращается к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства и настроения.
31.Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, бумагой, клеем.
32.Может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке, игрушке, скульптуре.
Музыкальная
33.Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
34.Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
35.Хорошо поет.
36.В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.
37.Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
38.Хорошо играет на каком-либо инструменте.
39.В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.
40.Сочиняет собственные, оригинальные мелодии.
Литературная
41.Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
42.Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и заканчивая разрешением какого-либо конфликта.
43.Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.
44.Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.
45.Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.
46.Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий.
47.Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном.
48.Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроение.
Артистическая
49.Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и др
50.Интересуется актерской игрой.
51.Меняет тональность и выражение голоса, изображая другого человека.
52.Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.
53.Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
54.Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.
55.С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.
56.Любит игры-драматизации.
Техническая
57.Интересуется механизмами и машинами.
58.Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок игрушек, приборов.
59.Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск".
60.Любит рисовать чертежи и схемы.
61.Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин и др.
62.Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
63.Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей и др.).
64.Быстро и легко осваивает компьютер.
Лидерская
65.Инициативен в общении со сверстниками.
66.Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
67.Легко общается с детьми и взрослыми.
68.Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения, хорошо понимает недосказанное.
69.Часто руководит играми и занятиями других детей.
70.Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки возраста.
71.Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
72.Обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.
Спортивная
73.Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движения.
74.Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях
75.Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.
76.Бегает быстрее всех в группе.
77.Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
78.Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.
79.Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, футбол и т.д.).
80.Физически выносливее сверстников.

Автор: А.И. Савенков
pro-odarennost@yandex.ru