Цель: Оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию.
Материал: игрушечные фигурка зайчика, блюдце, ведерко; деревянная палочка, сдутый воздушный шарик, лист бумаги.
Инструкция к проведению. Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый воздушный шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика, обращается к ребенку: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут вдруг начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайку?" После того как ребенок выбирает тот или иной предмет, психолог просит его обосновать свой выбор.
Обработка данных. В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе. Выделяются следующие типы решений.
Первый тип. Ребенок предлагает использовать для спасения зайки тарелочку и (или) ведерко, в которые его можно посадить и удержать на плаву (в аналогичной функции - как полый предмет - может быть использован и сдутый воздушный шарик). Другие варианты: взять палочку и подцепить зайку, вычерпать ведерком море и т.д. Не выходя за рамки простого выбора, ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Оценка - 1 балл.
Второй тип. Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает выбрать палочку, условно превратив ее в бревно, на которое предполагается посадить зайку. В этом случае ребенок вновь не выходит за рамки ситуации выбора. Оценка - 2 балла.
Третий тип. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели шарик нужно надуть ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа бумажный кораблик ("Пусть плывет на кораблике"). У детей, выдвигающих подобные решения, имеет место установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор превращается в задачу на преобразование, что свидетельствует об инициативном подходе к ней ребенка. Оценка - 3 балла.