ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ГНОМИКА

Цель: оценка способности к превращению задачи на выбор в задачу на преобразование (ее мы рассматриваем как важнейшую творческую способность). Отличие же - в усложнении содержания методики с учетом возрастных особенностей детей.

Материалы: веревочка, маленький игрушечный самолетик, платочек, кусочек пластилина, небольшая трубочка, мыльница с мылом.

Инструкция к проведению
Перед ребенком на столе в случайном порядке разложены вышеназванные предметы. Пока не обращая на них внимания, психолог рассказывает ребенку сказочную историю.

В одной комнате жили два веселых гномика. Но один из гномиков жил внизу, на полу, а другой - наверху, на самой дальней полке большого книжного шкафа. Поэтому, когда гномики беседовали, им приходилось громко-громко кричать, чтобы услышать друг друга. А вот вместе поиграть да порезвиться они уже не могли - слишком большое расстояние их разделяло. Так каждый день гномики и перекрикивались.

Однажды у того гномика, что жил наверху, наступил день рождения, и он решил пригласить на праздник своего друга. Друг тоже знал об этом и заранее приготовил подарок. Вот только как ему попасть с пола на полку, чтобы успеть на праздник? Опечалился наш гномик - уж очень ему хотелось поздравить друга. И тут он увидел добрую фею. Говорит гномику фея: "Не печалься, дружок, я тебе помогу". "Неужели ты поднимешь меня наверх?" - обрадовался гномик. "Нет, - ответила фея, - если ты по-настоящему любишь своего друга, то сделаешь это сам. А для этого я дам тебе несколько вещей, которыми ты можешь пользоваться, как хочешь. Но запомни: не все эти вещи смогут выручить тебя, а лишь те из них, которые волшебные. Попробуй сам выбрать такие волшебные вещи".

На этом психолог прерывает рассказ и обращает внимание ребенка на предметы, лежащие на столе. "Именно эти вещи, - говорит он, - и дала гномику фея. Какие из них ты бы выбрал на месте гномика, чтобы попасть на день рождения к другу?" После того как ребенок указывает на необходимые, с его точки зрения, предметы, психолог просит его обосновать свой выбор.

Обработка данных
В ходе обследования фиксируется характер ответов ребенка и способы их обоснования. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

1) Ребенок считает, что гномик должен выбрать веревочку или самолетик. Веревочку он предлагает употребить по типу "бросания лассо", чтобы гномик смог затем подняться по ней, как по канату, наверх, а самолетик использовать в его привычной функции. Ребенок, таким образом, пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию, не выходя за рамки простого выбора, - 1 балл.

2) Ребенок предлагает выбрать платочек и использовать его в качестве "ковра-самолета". Здесь имеет место элементарное умственное преобразование объекта на основе его символического замещения. При этом ребенок проводит внешнюю аналогию с хорошо известным ему по сказкам предметом - ковром-самолетом, вновь не выходя за пределы ситуации выбора, - 2 балла.

3) По мнению ребенка, гномик должен выбрать либо кусок пластилина, либо трубочку и мыльницу с мылом. Первое решение заключается в том, чтобы из пластилина сделать "ступеньки", которые надо прикрепить к стенке шкафа. Второе решение состоит в том, чтобы с помощью трубочки и мыла надуть мыльный пузырь и использовать его как "воздушный шар". У ребенка возникает установка на преобразование наличного предметного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается им в задачу на преобразование. - 3 балла.

Методика разработана В.Т. Кудрявцевым в соавторстве с Г.К. Уразалиевой.
pro-odarennost@yandex.ru