Цель: оценка способности к мысленному экспериментированию в ситуации выбора.
Инструкция к проведению
Ребенку рассказываются истории следующего содержания:
В одном городе жил мальчик, который очень любил всех разыгрывать. Один раз он переоделся девочкой: надел на себя платье, повязал платок и в таком виде стал разгуливать по городу. Но у всех, с кем он встречался, возникало подозрение: не мальчик ли это?
Далее ребенку задается вопрос, как это могли бы проверить и тем самым развеять свои сомнения:
а) продавщица в магазине игрушек,
б) дети, играющие во дворе,
в) учитель в школе,
г) мама мальчика.
Обработка данных
В ходе обследования фиксируются способы выполнения задания (применительно к каждому случаю), оцениваемые по двухбалльной системе:
* Отсутствие ответа - 0 баллов.
* Попытки решения задачи прямым ("экспериментальным") путем, предполагающим непосредственное выявление признаков заданных альтернатив ("внимательнее посмотреть", "снять платок" и т.д.), - 1 балл.
* Решение задачи опосредованным ("экспериментальным") путем - моделирование условий, при которых значимые (для данного случая) свойства альтернатив смогут проявиться наиболее ярко - 2 балла:
- продавщица может предложить мальчику быстро раздеть и одеть куклу;
- дети - сыграть в какую-нибудь игру девочек;
- учитель - сесть и позаниматься за столом у окна, через которое видно, как другие ребята играют в футбол;
- мама - помочь приготовить обед или помыть посуду и т.д.